Бабидские восстания в Иране Печать
Автор: Administrator   
08.02.2013 13:06

Цели:

  1. Выявление особенностей движения социального протеста в шиитской стране;
  2. Развития навыков ведения многоаспектной дискуссии.

Рекомендуемые источники и литература:

  1. Базиленко В. Бехаизм: история вероучения (середина XIX – начало ХХ в.). – М., 1994.
  2. Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX в. – М., 1982.
  3. Историография стран Востока (проблемы нового времени). – М., 1978. – С.5-16.
  4. Коран.
  5. Новая история Ирана: Хрестоматия. – М.,1988. – С. 67-118.
  6. Очерки новой истории Ирана (XIX - начало XX вв.). – М., 1978.

Занятие проводится с использованием игровой и проектной технологий .

Порядок проведения игры:

I этап. Организационно-подготовительный (за неделю до занятия)

     Руководитель игры за неделю до ее начала распределяет роли между участниками и ставит перед ними задачи, в соответствии с которыми студенты отбирают и изучают необходимый материал.

     Баб на основе материалов хрестоматии и монографии Иванова М.С. изучает биографию идеолога восстания, особое внимание обращая на его личностные характеристики, что поможет смоделировать линию его поведения на импровизированном судебном заседании. Студент, получивший данную роль, должен глубоко разобраться в мировоззрении Али-Мохамеда, понять его философские, религиозные взгляды, программу социально-экономических преобразований.

     Последователи Баба (бехаиты и азалиты) (2-3 студента) подбирают из хрестоматии, монографий М.С.Иванова, В. Базиленко и «Очерков новой истории Ирана» материал, соответствующий взглядам и деятельности реальных лидеров бабидских восстаний. В их задачу входит анализ социально-экономических установок учеников Баба и их отношения к различным методам борьбы: пропаганде, террору, восстании. Особое внимание   следует обратить на споры бехаитов (сторонников Беха-Оллы) и азалитов (сторонников Собх- е Азаля) после раскола бабидского движения в 70- е гг. XIX в.

     Участники бабидских выступлений – представители различных слоев населения (крестьяне, ремесленники, купцы, представители низшего духовенства) – 4-5 студентов. Каждый студент в соответствии с полученной ролью создает легенду своего персонажа, которая включает имя, место жительства (провинция, город), семейное и имущественное положение, степень и форму участия в одном или нескольких событиях, связанных с бабидами (например, один присутствовал на собрании в Бедаште, другой только слышал проповеди в крепости Маку, а третий активно участвовал в восстании в провинции Мазендаран).

Главные задачи данной группы участников игры – вскрыть причины бабидского движения, охарактеризовать ход событий в 1847-сер.50-х гг., обосновать мотивацию участия в них различных социальных групп.

     Представители ортодоксального духовенства (2 студента) в процессе подготовки изучают Коран, сравнивают его с учением Баба, акцентируя внимание на реформаторском потенциале его идеологии.

     Представители шахских властей (1-2 студента) выбирают из имеющихся источников и литературы сведения об отношении правящих кругов к развернувшемуся движению. Им необходимо сделать вывод об эволюции отношения государства к бабидам и объяснить ее причины.

     Российский дипломат на основе имеющихся дипломатических документов формулирует представление официальных кругов России о событиях, происходивших в северных провинциях Персии в середине XIX в., выдвигает гипотезу об отношении царского правительства к бабидским выступлениям (нейтральное, вызывающее опасение, резко негативное и т.п.) и подбирает обосновывающие ее аргументы.

Исследователи бабидского движения (4 студента) изучают историографию данного вопроса. Особое внимание при этом следует обратить на оценку характера данных событий и личности Баба иранскими, английскими и российскими (дореволюционными и советскими) исследователями.

II Игровой этап.

     Игра имитирует судебное заседание, которым руководит преподаватель, исполняющий роль судьи (кади). В первой части судебного заседания слово поочередно предоставляется представителям обвинения – представителям шахских властей ортодоксального духовенства, и Бабу, который осуществляет собственную защиту, так как в Иране не предусматривалась состязательность судебного процесса и отсутствовал институт адвокатуры.

Затем заслушиваются свидетели: участники бабидских выступлений, последователи Баба, российский дипломат.

     В заключительной части импровизированного судебного заседания слово предоставляется судебным заседателям, в качестве которых выступают исследователи бабидского движения. Каждый присяжный, исходя из оценки характера бабидского движения конкретным исследователем и его методологической позиции оглашает свое решение о виновности или невиновности Баба (например, в советской историографии признавалась прогрессивность любого народного выступления, тем самым перед судом истории оправдывались как участники, так и идеологи, руководители движений социального протеста против деспотизма властей). После выступления всех присяжных выносится приговор подсудимому.

       III Заключительный этап.

     В ходе регламентированной дискуссии студенты делают вывод об особенностях бабидских выступлений как формы социального протеста в шиитской стране по следующим аспектам: идеология, состав участников, социальное происхождение лидеров, методы, масштаб (массовость, территориальный охват, длительность).

     Затем преподаватель, возможно, с привлечением экспертов из числа студентов, оценивает участие в игре каждого студента.

Правила игры

Участники игры:

  • не могут отказаться от полученной роли;
  • до начала игрового этапа сообщают руководителю имя своего персонажа;
  • выступают от первого лица;
  • могут выступать за время игры несколько раз, имитируя дискуссию;
  • не превышают регламент выступления (3минуты).

Руководитель:

  •  может задавать дополнительные и уточняющие вопросы любому участнику;
  •  осуществляет логические переходы от одного выступления к другому;
  •  следит за регламентом выступлений.