Персональный сайт Ольги Николаевны Хохловой

You are here: Главная Преподавание исторических дисциплин в вузе К вопросу о воспитательном потенциале учебных дисциплин в рамках компетентностного подхода
  • Decrease font size
  • Default font size
  • Increase font size
  • default color
  • green color
  • blue color
К вопросу о воспитательном потенциале учебных дисциплин в рамках компетентностного подхода PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
10.12.2012 14:30

Скачать документ (в формате .pdf)

Каждое поколение формирует свой образ жизни с определенным комплексом  принципов и ценностных установок. С распадом биполярного мира человечество вступило в эпоху неопределенности, которую принято называть постмодерном. С одной стороны происходит утрата иллюзий, страха перед прежними табу, с другой рушится вера, великие реформаторские программы не вызывают энтузиазма масс. Стремительно разворачиваются процессы взаимопроникновения культур, что наряду с информационной глобализацией способствует рождению новых стереотипов мышления.

Современная информационная культура порождает особый тип мышления -  так называемое клиповое сознание, в котором музыкальный клип становится своеобразным эталоном формы духовных процессов[1].  Игра превращается в единственно адекватную форму общения человека с миром. Молодежь, свободно владеющая компьютером, привыкшая к компьютерным играм, достаточно плохо осваивает то, что является фундаментом образования – теоретические знания, рациональные рассуждения и т.п. К тому же в отличие от представителей старшего поколения современным молодым людям в меньшей степени присущи самоограничения и волевые усилия в процессе обучения. В начале ХХ1 века становится очевидным, что преподаватели, средний возраст которых приближается к пятидесяти годам, и студенты представляют две культуры общения, в связи с чем актуализируется проблема диалога культур. В связи с этим большое значение для повышения эффективности образовательного процесса приобретает формирование культуры конфликта как одной из ключевых компетенций выпускника вуза.

На уровне бакалавриата структуру данной компетенции можно представить следующим образом:

  • Иметь представление о сущности и социальной роли конфликтов;
  • Осуществлять поиск информации о типичных конфликтах и способах их разрешения;
  • Демонстрировать толерантное отношения к участникам взаимодействия, партнерам;
  • Понимать меру ответственности за собственные действия.

Выпускник магистратуры помимо этого должен:

  • Осуществлять выбор средств, способствующих разрешению конфликта;
  • Выстраивать конструктивное взаимодействие;
  • Оценивать результаты и последствия конфликтной ситуации.

В формировании культуры конфликта важная роль принадлежит гуманитарным дисциплинам, которые в той или иной степени изучают стереотипы массового сознания, нормы поведения людей в конфликтной ситуации, виды и формы допустимых компромиссов.  Всю российскую историю можно трактовать как историю конфликтов – политических, социальных, идеологических. Цивилизационный подход к изучению отечественной истории  расширяет представления студентов о взаимодействующих сторонах глобальных противоречий, в качестве которых выступают природа и общество, общество и государство, индивид и некое сообщество.

Догосударственный и древнерусский периоды истории нашей страны демонстрируют яркие примеры толерантности, предпочтения компромиссу. Это касается, например, процесса освоения славянами территорий Среднерусской равнины ( курганные захоронения свидетельствуют о мирном взаимодействии между славянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, межэтнических браках, взаимопроникновении элементов бытовой культуры).

Для формирования ценностных установок обучающихся большие возможности открывает проблема диалогических элементов в древнерусской культуре. При этом важно обратить внимание первокурсников на то, что диалог – это не спор, не конфронтация противоположных позиций, а взаимодействие разнородных элементов, направленное на поиск истины. На протяжении нескольких веков на Руси наблюдался диалог между родовым и государственным началами (достаточно ярким выражением продуктивного взаимодействия могут служить отношения между вечем и князем), обычным и сословным правом (в «Русской правде» сосуществуют коллективная ответственность верви за преступления и зависимость меры наказания от социального статуса потерпевшего), язычеством и христианством.

В современных условиях актуальное звучание приобретает тема взаимодействия киевских князей с кочевниками, которое привело не только к заимствованию у печенегов принципа старшинства, но и заключению выгодного союза с «черными клобуками»: за услуги по обороне Руси они получили территорию с правом широкой автономии. Вывод лектора о существовании у русичей синкретичного общества, готового к заимствованиям без потери собственных традиций, может способствовать формированию гражданственности у студенческой молодежи.

Диалог альтернативных точек зрения при решении важнейших политических и социальных проблем можно проследить на многочисленных примерах отечественной истории вплоть до ХХ века - движении декабристов, развитии общественно-политической мысли второй четверти Х1Х в., деятельности государственной Думы  и т.д. Хотя во внешней политике российская дипломатия демонстрировала уважение к силе, в данной сфере можно найти примеры ситуаций, где предпочтение отдавалось компромиссу. Уникальным с данной точки зрения являются русско-китайские отношения. Не смотря на сходные геополитические интересы, существование спорных вопросов в Приамурье, Россия и Китай на протяжении всей истории сохраняли баланс и ни разу не воевали между собой. Наличие огромного количества опубликованных источников[2] и макрометодологического исследования А.Д.Воскресенского[3] предоставляет возможность провести семинарское занятие по данной теме  и реализовать воспитательный потенциал ее содержания. 

Изучение альтернатив приобретает особую значимость в современной историко-культурной ситуации, которая характеризуется нелинейностью пространства, погружением бытия человека в «мир едва заметных, на первый взгляд,  ничего не значащих вещей. И самоидентичность человека может быть определена любым из такого рода элементов. Тотальный релятивизм несовместим с традицией, так как она связана с признанием абсолютных истин»[4]. Таким образом, содержание  учебных дисциплин, демонстрирующих вариативность решения проблем (математика, информатика, физика и др.), наполняется новым значением в контексте проблемы самоопределения молодежи, методологии выбора жизненных ориентиров.

В отечественной истории ХХ века доминируют конфронтационные образцы, а современные средства массовой информации изобилуют материалами, пропагандирующими жесткую недемократическую культуру конфликта, что затрудняет процесс стабилизации российского общества[5]. Это обстоятельство требует интеграции истории и политологии в рефлексивном осмыслении политических процессов недавней истории и современности. Формированию патриотизма и гражданственности может способствовать разговор о сконструированных в прошлом политических мифах, наиболее распространенными из которых являются мифы о заговоре, золотом веке, герое-спасителе, единстве народа. Данная тема натолкнет молодежь на размышления о том, какие мифы и насколько эффективно используются в настоящее время, каковы их роль и значение. Анализ в ходе аудиторных занятий реальных жизненных ситуаций, упор не на запоминание информации, а понимание ее смысла позволяет педагогу реализовать в русле компетентностного подхода деятельностный принцип отбора содержания гражданского образования как важнейшей составляющей социальной компетентности.

В связи с усиливающейся потребностью в регулировании и планировании развития регионов и отдельных трудовых коллективов возрастает роль социологии в подготовке выпускников различного профиля. Используя социологический инструментарий, применяя анкетирование, наблюдение, интервью, студенты постигают тайны окружающего мира: закономерности группового давления и лидерства, возникновения межнациональных конфликтов, механизмы массового поведения, миграции и пр. Социологический подход побуждает индивида соизмерить свои дела с проблемами общества, быть ответственным за собственное поведение. Социология должна преодолеть «технократизм», узость «профессионального кретинизма» и представить высшее образование не только как рыночную услугу, но и как средство гуманизации общества[6].

Формирование личности непосредственно связано с воспитанием чувства ответственности за судьбу своей страны, в том числе за сохранение родной природы. Понятие «природа» охватывает не только практические, но  эстетические и экономические аспекты системы ценностей. До недавнего времени экологическое образование в основном ориентировалось на естествознание и технические науки, связанные с природоохранной деятельностью. Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний в вузах не преподавалась. При компетентностном подходе солидная доля  должна отводиться социальной экологии, которая осуществляет научный поиск взаимодействия общества с окружающей средой. Не последнее место в формировании экологического сознания может занять история мировой художественной культуры. Произведения искусства не только демонстрируют эволюцию отношения человека в его историческом развитии к природе, но и дают модели такого отношения. Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образцов направлена на преодоление разрыва между логической  и образной формами познания действительности[7].

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема гуманистического потенциала современных произведений искусства. Не секрет, что большинство преподавателей культурологии и истории мировой художественной культуры в вузах неискусствоведческой направленности предпочитают останавливаться на примерах эпохи Возрождения, классической и реалистической живописи. Между тем громадное число произведений современного изобразительного искусства затрагивает важнейшую проблему ценностных ориентиров, а вуз призван помочь молодежи понять культуру той эпохи, в которой они живут. Например, работа Марины Жуковой «Платье-рубашка» буквально сшита из кусков холста, с которых художница соскоблила собственные произведения.  Автор как бы говорит, что в современном мире приоритет отдается вещам, но вещь, созданная благодаря уничтожению нефункционального, - не пригодна для потребления. Значит избранный обществом путь – путиковый.

Большое значение для представителей концептуального искусства имеют категории «неизвестное», «неопределенное». Эва Хессе так выражает смысл своего творчества: «Моя основная задача идти за пределы того, что я знаю и могу знать. То, от чего и куда я иду, представляет собой неизвестность»[8]. Создаются «скрытые» в визуальном и смысловом выражении произведения искусства. Это пустые пространства выставочных залов, которые Р.Берри демонстрирует как различные  виды энергии. Это произведения Он Кавары под общим названием «Один миллион лет», представляющие собой лист бумаги, заполненный столбиками  цифр. Преподаватель призван научить пониманию подобных произведений. С одной стороны, в них звучит ирония по отношению к необходимости полноты высказываний, с другой, - они оставляют человека один на один с неизвестным и заставляют формулировать ответ, исходя из собственного опыта, позволяют обратиться внутрь себя, отстранившись от непрерывного потока информации. Произведения концептуализма не назидательно, но физически ощутимо говорят об опасности другой крайности эгоизма – гипертрофированного восприятия самого себя. Проект Риммы и Валерия Герловиных представляется уникальным педагогическим экспериментом: молодой человек помещается в шар зеркальный изнутри. Специальное устройство превращает в бесконечное эхо все сказанное обитателем шара. Сколько времени можно провести в окружении себя любимого?

Интересен в воспитательном плане фильм нидерландских режиссеров де Ряйке и де Роя «Пункт отправления». Сначала зрители  видят что-то неприятное, напоминающее мохнатые щупальца из фильма ужасов. По мере отдаления камеры щупальца последовательно превращаются в колоски, сжатое поле, фрагмент орнамента и в финале – иранский ковер ручной работы XIX в.[9] Видеосюжет подсказывает следующие направления рассуждений:

  • Все зависит от избранной точки зрения
  • Большое видится на расстоянии
  • Все, что в начале кажется ужасным, может оказаться приятным
  • Знание структуры (в данном случае – ковра) не означает понимание красоты.

В современном искусстве победил плюрализм. В курсе истории мировой культуры важно подчеркивать, что среди направлений нет иерархии, в настоящее время заметно равноправие всех национальных школ и культур, возможно соединение разных идеологических систем (например, слияние тоталитаризма и американской демократии ярко проявилось в творчестве представителей соц-арта Комара и Меламида). В связи с этим в современных произведениях содержится огромный потенциал для воспитания толерантности у студентов.

Другой характерной чертой мировой художественной культуры рубежа XX – XXI вв. является увлечение прошлым. Новый художественный язык делает ставку на архетипы, археологию чувств и идей. Это проявляется даже в названиях художественных выставок: «Присутствие прошлого», «Драгоценное», «Потерянный и обретенный рай», а также в стилизации приемов Ф. Гойи, П. Пикассо и других. Подобные приемы могут натолкнуть молодых людей на размышления о месте знания истории культуры для творческого самовыражения, а также способствовать формированию уважения к опыту прошлых поколений.

Другой задачей педагогических коллективов в условиях перехода к компетентностной парадигме образования является создание условий для постепенного преобразования пассивно-знаниевой позиции студентов в коммуникативно-проблемную, предполагающую осознание проблемы и стремление к поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Такой подход к преподаванию  в вузе дисциплин общегуманитарной и естественно-математической  направленности будет способствовать формированию коммуникативных компетенций, без которых сложно представить не только современного педагога, журналиста, переводчика, но и экономиста, архитектора, менеджера. В настоящее время менеджмент охватывает все более широкие сферы деятельности, функции менеджера совместимы практически с любой специальностью. Значит в той  или иной степени каждый выпускник должен обладать рядом основных компетенций менеджера, к которым можно отнести:

  • Деятельностные – готовность руководить коллективами людей или процессами, способность проявлять лидерские качества;
  • Коммуникативные – способность выстраивать отношения с людьми, работать в коллективе;
  • Адаптивные – готовность к продуктивной деятельности в непрерывно изменяющейся среде, саморазвитию, способность к учению[10].

Выпускникам специальности «Экономика и управление на предприятии» кроме этого необходимо проявлять профессиональные компетенции: анализировать и диагностировать состояние социальной и экономической среды, генерировать и обосновывать инновационные экономические идеи и технологии, ориентироваться на потребителя и результат. Формирование указанных ключевых компетенций менеджера требует от образовательной системы повышения качества общекультурной, интеллектуальной подготовки. Принято считать, что общий интеллект человека состоит из трех подструктур: пространственной, семантической и формальной (математической)[11]. Именно поэтому вопросы математического образования менеджера становятся востребованными сегодня.

Одним из широко используемых в настоящее время способов анализа поведения сложных экономических систем является математическое моделирование. Следует при этом помнить, что бизнес-процессы, особенно в социально-экономических системах, являются сложными и трудно формализуемыми. Однако этот факт не означает, что математическое моделирование вовсе не пригодно для анализа таких систем. Современное развитие производительных сил, техники, менеджмента, науки и практики требует моделирования управляемых объектов в их динамике, в условиях изменения структуры и среды их существования, такое моделирование использует весь арсенал математических средств и понятий: множество, функции, системы уравнений и неравенств, дифференциальные и интегральные уравнения и т.д.

Интеллектуальный потенциал математики раскрывается в том, что тот, кто владеет математическим языком, глубже проникает в суть явлений, правильно ориентируется в окружающей реальности. Обучение математике наиболее адекватно соответствует таким принципам теории развивающего обучения как обучение на достаточно высоком степени трудности, быстрый темп обучения, приоритет теории, дифференцированный подход к учащимся, осознанность обучения[12].  Ряд экономических вузов, например, Московская международная  высшая школа бизнеса «МИРБИС», успешно реализует принципы развивающего обучения в преподавании математики. Учебная программа по математическому анализу базируется на таких важнейших понятиях, как «последовательности», «пределы», «экстремумы», «функции» и т.п. При этом в структуре категориального аппарата программы выделяется тема «Предел», которая детерминирует суть ключевых определений дифференциального и интегрального исчислений и их приложений в экономическом анализе [13].

Как показывает анализ деятельности отечественных вузов, математические и чисто технические дисциплины могут оказывать непосредственное воздействие и на формирование жизненной позиции студентов. Например, в Сургутском институте нефти и газа было проведено анкетирование студентов с целью выявления их отношения к изучению теоретической механики. На вопросы «Помогут ли вам знания теоретической механики стать компетентным специалистом?» и «Какие качества воспитывает у вас изучение теоретической механики?» студенты отвечали: «Изучение этого предмета воспитывает упорство, настойчивость, умение добиваться своих целей, отстаивать свою точку зрения…является толчком к карьерному росту»[14].

Таким образом, экономические, политические и культурные процессы, протекающие в современном обществе, а также паритет между универсальными и профессиональными компетенциями выпускников вузов, зафиксированный в нормативно-правовых актах и ФГОСах третьего поколения, актуализируют проблему определения гуманитарной составляющей учебных дисциплин. Даже небольшое количество примеров, приведенной в данной статье, позволяет говорить о воспитательном потенциале дисциплин как гуманитарной, так и естественно-научной и технической направленности. Однако реализация возможна, как кажется автору, при выполнении нескольких условий:

  • Проектирование программ учебных дисциплин на основе модульно-компетентностного подхода с выделением социально-личностных компетенций;
  • Соотношение тем и разделов учебного плана с конкретными компетенциями;
  • Применение технологий активного обучения;
  • Систематическое осуществление рефлексивной деятельности, направленной на осознание изменений личностной позиции студентов;
  • Наличие у преподавателя культуры понимания как условия формирования компетентностного специалиста;
  • Выстраивание в процессе обучения горизонтальных связей «преподаватель-студент», подход педагогов к образовательной деятельности с позиции «студентоцентризма».

[1] Степин В. Наука и образование в контексте современных цивилизационных измерений//Безопасность Евразии. – 2001. - №3. - С.305

[2] См., напр.: Русско-китайские отношения в ХУП в.: Материалы и документы. М., 1969; Русско-китайские отношения в ХУШ в.: Материалы и документы. М., 1978.

[3] Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история государственных отношений. М.,1999.

[4]  Казанова Н.В. Самоопределение личности в ситуации после постмодерна//Молодежь и формирование гражданского общества в России: материалы первой Общероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 6-7 октября 2005 г. – Волгоград, изд-во «Панорама», 2005. - С.242.

[5] Авксентьев В.А. Толерантность и культура конфликтов в России//Гуманитарные проблемы современной цивилизации: У1 Международные Лихачевские научные чтения. – СПб., 2006. С.201. 

[6] Пузиков В. Социологическое образование в вузе//Высшее образование в России. – 2008. - №6.  -  С.108.

[7] Хузиахметов А., Кадырова  Р. Экологический аспект современного образования// Высшее образование в России. – 2008. - №7. -  С.163-164.

[8] Цит.по: Бобрина Е.А. Концптуализм. – М., 1994. С.14.

[9] Венецианская биеннале// Искусство. – 2005 - № 3.

[10] Никулин Л.С.Менеджмент знаний//Менеджмент. М., 2006.С.216-250.

[11] Сагитов Р.Компетентность менеджера: что дает изучение математики//Alma mater (Вестник высшей школы). – 2008. - №3. – С.22.

[12] Грес П.В. Математика для гуманитариев. – М., 2003. – С.8.

[13] Сагитов Р. Указ соч., с.23.

[14] Майер В. Управление воспитательным процессом через учебные дисциплины//Высшее образование в России. – 2007. - № 2. – С.17.