Персональный сайт Ольги Николаевны Хохловой

You are here: Главная Новая история Востока Революционный подъём в Индии в 1905 – 1908 гг.
  • Decrease font size
  • Default font size
  • Increase font size
  • default color
  • green color
  • blue color
Революционный подъём в Индии в 1905 – 1908 гг. PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
10.12.2012 13:37

Цели:

  1. Выявление особенностей «пробуждения» колониальной страны, относящееся к индо-буддийской цивилизации;
  2. Углубление понимания понятий: система прямого управления, ненасилие; усвоение терминов: свадеши, сварадж, «крайние», «умеренные».
  3. Совершенствование навыков ведения дискуссии, критического переосмысления научной литературы.

Рекомендуемые источники и литература:

  1. Комаров Э.М. Революция 1905-1907 гг. в России и национально-освободительное движение в Индии //Народы Азии и Африки. - 1983. №4. - С.48-57.
  2. Новая история стран Азии (вторая половина XIX – нач.XX вв.). М.,1995.
  3. Новая история Индии. М., 1961., гл.XV-XVI.
  4. Райков А.В. Индийское национально-освободительное движение в 1900-1918 г. //Историография стран Востока (проблемы нового времени). М., 1978.
  5. Сахаров И.В. Западная Бенгалия. М., 1977.

Занятие проводится с использованием игровой технологии и метода дискуссий

Порядок проведения игры:

I этап. Организационно-подготовительный (за неделю до занятия)

1.1.Формирование трёх игровых групп;

1.2. Получение заданий:

На основе изученных источников и специальной литературы написать сценарий, отражающий сущность следующих проблем:

  • мероприятия колониальных властей по интеграции Индии в общеимперское пространство;
  • реакция местного населения на реформы английских правящих кругов;
  • борьба «крайних» и «умеренных» в Индийском национальном конгрессе.

Методические рекомендации для студентов

Первый вопрос рекомендуется представить в виде совещания при генерал-губернаторе, на котором чиновники колониальной администрации представляют краткий отчет о состоянии вверенных им отраслей (финансы, образование, госбезопасность и др.), акцентируя внимание на существовавших проблемах и мерах их решения. Аргументируя необходимость тех или иных мероприятий, студенты должны понимать, что правящие круги Великобритании не были заинтересованы в подрыве экономического положения и разжигании национально-религиозных конфликтов в Индии, которая являлась частью империи. Это требует критического отношения к научной литературе, написанной с марксистско-ленинских позиций оценки исторической роли колониализма. Кроме этого предлагается поразмышлять над вопросом, почему в процессе модернизации колониальные власти делали ставку на мусульман.

Второй вопрос может быть раскрыт в форме эпизодов из жизни нескольких индийских семей, которые ощущают на себе действие денежной и налоговой реформ, «Университетского акта», раздела Бенгалии. В сценарии следует отразить методы протеста, использовавшиеся различными слоями населения Индии. Данной группе предлагается подумать над следующими вопросами: Какие социальные группы выиграли, а какие в наибольшей степени пострадали от движения свадеши? Противоречат ли свадеши интересам пролетариата?

Третья группа моделирует заседание ИНК 1905-1906 гг., на котором разворачивается дискуссия между «крайними» и «умеренными» по вопросам о целях, движущих силах, методах антиколониальной борьбы, возможности использования опыта русской революции 1905-1907 гг. При этом следует продумать аргументацию каждой из выдвигаемых точек зрения. Изучая материал по теме, следует определить, чего было больше между фракциями конгресса – общего или различного; чья позиция в наибольшей степени отражала черты национального менталитета индийцев.

II Игровой этап

2.1. Выступления руководителя игры (преподавателя), содержащее методологию изучаемой проблемы, напоминание правил игры и критериев оценочных показателей.

В функции руководителя входит контроль за регламентом, отведённым на каждую операцию, наблюдение за поведением игроков, анализ предложенных вариантов интерпретации исторических событий.

2.2. Групповая работа по согласованию действий в ходе представления инсценировки. Если группа выполняет задание досрочно, то получает дополнительный балл.

2.3. Представление группами театрализованных домашних заданий.

2.4. Фронтальная дискуссия по каждой из представленных проблем. Выработка алгоритма определения особенностей национально-освободительного движения. Решение исследовательской задачи каждой из групп.

III Заключительный этап

3.1. Оценка деятельности игроков, рефлексия.

3.2. Подведение итогов игры.

Правила игры:

  1. Группы формируются на основе личных предпочтений.
  2. Преподаватель имеет право корректировки состава групп по численности, половому составу, аналитическим способностям, психолого-эмоциональным особенностям.
  3. В сценарии следует стремиться к максимально полному использованию фактического материала источников.
  4. В ходе написания сценария и на этапе представления инсценировки необходимо минимизировать комментарии, увеличивая роль монологов, диалогов и групповых сцен.
  5. Персонажи сценариев могут быть как реальными историческими лицам, так и вымышленными; в последнем случае их имена, лексика, модель поведения должны соответствовать исторической ситуации.
  6. Декорации, костюмы и аксессуары могут быть условными.
  7. В представлении сценария участвуют все члены группы. Участники не имеют права отказываться от предложенной роли.
  8. В ответах на вопросы может выражаться как личное, так и групповое мнение.
  9. Оценка результатов осуществляется самими игроками (членами своей группы и групп соперников) и преподавателем.
  10. Оценивается участие каждого игрока и всей группы в целом. Итоговый балл заносится в ведомость каждому студенту в виде суммы группового и индивидуального показателей.
  11. Участник игры должны соблюдать дисциплину и четко выполнять указания руководителя и регламент игры.