|
Цели:
- Понимание особенностей модернизации Османской империи в
первой половине XIX в.;
- Усвоение понятий: вынужденная модернизация, традиционализм,
капитуляции, вестернизация.
- Формирование навыка формулировки вопросов различных типов и
уровней сложности.
- Развитие групповых форм общения, духа коллективизма,
ответственности за общее решение.
Рекомендуемые источники и литература:
- Дулина Н.А. Танзимат и Мустафа Решид-паша. М., 1984.
- Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: реформы и
реформаторы (конец ХVIII – нач. ХХ в.).М., 1993.
- Тодорова М. Англия, Россия и танзимат. М., 1983.
- Хрестоматия по новой истории. Т. 2. М., 1965. с. 423-430.
- Хитцель Ф. Османская империя. М., 2006.
- Яковлев А.И. Реформы на Востоке: предпосылки, механизм и
последствия //Восток. 1993. № 5.
Занятие проводится с использованием игровой технологии.
Порядок проведения игры:
I этап. Организационно-подготовительный (не менее, чем за
неделю до игры)
1.1.Формирование трёх игровых групп.
1.2.Ознакомление с общим заданием.
Каждая команда готовит для соперников 15 вопросов различных
типов и уровней сложности:
5 – на знание терминов,
хронологии, персоналий;
5 – на знание
источников и сущности реформ танзимата,
5 – на понимание методологии проблемы, причинно-следственных
связей,знание историографии.
1.3.Проверка преподавателем группового домашнего задания.
Подготовка брейн-ринга.
Как показывает практика, для игры длительностью 20 минут
достаточно по 7-8 вопросов для каждой команды.
Главная задача преподавателя на данном этапе –
сбалансировать командные задания по уровню сложности, проблематике и типам
вопросов.
Подготовка оценочного бланка участников игры.
|
Команда 1 |
Команда 2 |
Команда 3 |
|
ФИО игроков |
Баллы |
ФИО игроков |
Баллы |
ФИО игроков |
Баллы |
|
личные |
команды |
личные |
команды |
|
личные |
команды |
|
1. |
|
|
1. |
|
|
1. |
|
|
|
2. |
|
|
2. |
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
3. |
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
4. |
|
|
4. |
|
|
|
Балл за домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время обсуждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
II Игровой этап.
2.1. Выступления руководителя игры (преподавателя),
содержащее сведения о цели, задачах, правилах и критериях оценки.
2.2. Организация рабочих мест команд: игроки каждой команды
садятся в форме круглого стола, на котором расположен перечень их
отредактированных вопросов, предназначенных для другой команды и листок с
порядковыми номерами вопросов, предназначенных для игроков данной команды.
2.3. Вступление в игру членов команд в следующем порядке:
игрок № 1 команды 1 → игрок № 1 команды 2 → игрок № 1
команды 3 → игрок № 2 команды 2 → игрок №2 команды 3 и т. д. до тех пор, пока
не будут исчерпаны все вопросы.
III
Заключительный этап.
Подведение личных и командных итогов игры. Победители
(команда, набравшая большее количество баллов, и лучшие игроки из проигравших
команд) поощряются освобождением от контрольной работы дополнительным баллом в
условиях модульно-рейтинговой системы и т. п.
Правила игры.
- Вступающий в игру член команды называет номер вопроса,
одновременно зачеркивая его листе в с порядковым номером, те самым осуществляя
выбор.
- Игрок, начавший игру, может ответить на вопрос
самостоятельно или, обратиться за помощью к команде. В последнем случае команда
получает 1 минуту на обсуждение. После этого ответ даёт игрок, выбравший
вопрос.
- В процессе обсуждения разрешается использование конспектов и
методических материалов.
- Полноту и правильность ответа оценивают авторы вопроса
(соответствующая команда или преподаватель).
- В случае неправильного, неполного ответа или его отсутствия,
право ответа переходит к другой команде. Если и вторая команда не даёт ответа,
его озвучивают авторы вопроса.
- Если игрок самостоятельно дал правильный и полный ответ,
соответствующие баллы заносятся в оценочный бланк на его личный счет и счет
команды.
- Если правильный ответ получен после командного обсуждения,
баллы записываются только в командную «копилку».
- Если полный ответ получен в результате усилий двух команд,
баллы за него разделяются между командами пропорционально их вкладу.
- После окончания игрового этапа баллы, полученные командами
за ответы на вопросы складываются с оценкой
домашнего задания. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество
баллов.
- В случае равной итоговой суммы баллов победителем становится
команда, затратившая меньше времени на обсуждение.
|