Великое восстание в Индии 1857-59 гг. Печать
Автор: Administrator   
10.12.2012 13:30

Цели:

  1. понять специфику движения  социального протеста в колониальной стране;
  2. создать проект музейной экспозиции.

План

  1. Политика Ост-Индской компании в Индии в первой половине XIX в.
  2. Основные этапы восстания
  3. Оценка события отечественными и зарубежными исследователями

Рекомендуемая литература общего характера:

  • История Востока: в 6 т. – М., 2004.  –Т.4.- Кн. 1.
  • Новая история Индии. – М., 1961. – Гл.Х.
  • Осипов А.М. Великое восстание в Индии 1857-59 гг. – М., 1957.
  • * Поиск информации в Интернете производится самостоятельно.
  • * Дополнительная литература указана  в методических рекомендациях.

Методические рекомендации

Познакомьтесь с материалами о принципах создания музейной экспозиции и требованиях к экскурсии, размещенными в приложении.

Распределите роли в малой группе: назначьте «научного сотрудников», «художника», «методиста», «экскурсовода».

Функции:

  • «научных сотрудников» - поиск и отбор необходимых фактов, осмысление исторического материала;
  • «методист» - составляет текст экскурсии и методические указания для экскурсовода, касающиеся особенностей проведения данной экскурсии для различных категорий посетителей (младших школьников, студентов-историков, взрослых и т.д.).
  • «художника» - составление плана экспозиции, выбор предполагаемых приемов оформления: стенды, витрины, отдельно стоящие экспонаты, интерактивные объекты и т.п.
  • «экскурсовода» - проведение  экскурсии для студентов.

При подготовке первого вопроса обратите внимание на то, как политика Ост-Индской компании в первой половине XIX в. (в частности, системы райятвари, заминдари) изменила положение индийской аристократии, крестьян, ремесленников, сипаев. Подумайте об остроте религиозного вопроса: достаточно ли оснований для утверждения о насильственной христианизации индийцев? Как соотносилась политика англичан с кастовыми запретами?

Имейте в виду, что повод восстания в большей степени связан с ходом восстания, чем с причинами.

При подготовке второго вопроса  осмыслите вопрос о степени подготовленности восстания, выявите повод выступления. Продумайте критерии, на основании которых можно выделить особенности этого события. Какие этапы  в нем можно выделить?    Чем можно объяснить успех первого этапа? Какую роль играл каждый из центров – Дели, Канпур, Лакхнау. Интересный материал о ходе восстания содержит работа Шаститко «Нана Сахиб». События в Дели и Лакхнау нашли отражение в статьях современников восстания – К. Маркса «Известия из Индии», «Индийское восстание» «Расследование о пытках в Индии», «Индийский вопрос» и Ф. Энгельса «Восстание в Индии». Почему такое мощное выступление все-таки потерпело поражение?

При подготовке третьего вопроса следует отразить точки зрения на характер событий, происшедших в Индии в 1857-79 гг., существующие в индийской, английской и отечественной историографии.  Обратите внимание на работу А.М. Осипова «Национально-освободительное восстание 1857-59 гг. в Индии // Историография стран Востока (проблемы нового времени). – М., 1978. –  С. 17-41; и автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Кашмира Сингха Рандхавы «Изучение в России и СССР индийского национального восстания 1857-59 гг.». М., 1984. Прокомментируйте такие понятия как «сипайская революция», «национально-освободительная война», «восстание», «мятеж». О каком характере – антифеодальном или антиимпериалистическом – следует говорить?

ПРИЛОЖЕНИЕ