Персональный сайт Ольги Николаевны Хохловой

You are here: Главная Новая история Востока Программа революционной демократии в Китае
  • Decrease font size
  • Default font size
  • Increase font size
  • default color
  • green color
  • blue color
Программа революционной демократии в Китае PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
10.12.2012 13:35
Сунь Ятсен

Цели:

  1. Уяснение соотношения традиционных и модернизационных установок в программе Сунь Ятсена.
  2. Понимание степени влияния первой русской революции на Китай.
  3. Усвоение понятий: «пробуждение Азии», «национализм», «народовластие», «равные права на землю», традиционализм, модернизация.
  4. Совершенствование профессиональных навыков текстологического анализа, формулировки тезисов.
  5. Развитие умений коллективной работы.

Рекомендуемые источники и литература:

  1. Ленин В.И. Пробуждение Азии. // Полное собрание сочинений. Т.23
  2. Левченко В.Н. Политические взгляды Сунь Ятвена// Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. – СПб., 2000.
  3. Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII – начало  века. М.: Изд-во «Восточная литература», 2005.
  4. Новая история стран Азии /вторая половина XIX – нач. XX вв. /Учебное пособие. М., 1995. Раздел IV. Тема 5.
  5. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1964. с. 64-67, 113-134.
  6. Сунь Ятсен. 1866-1966. К 100-летию со дня рождения: Сб. статей. М., 1966.
  7. Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера //Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986.
  8. Тихвинский С. Л. Сунь Ятсен. Внешнеполитические воззрения и практика //     Тихвинский С. Л. Избранные произведения: в 5 кн. – Кн. 2. – М.: Наука, 2006. – С. 6 – 152.

Занятие проводится с использованием метода малых групп.

Порядок проведения занятия:

I этап. Организационно-подготовительный (за неделю до занятия)

  1. Формирование трёх  групп.
  2. Получение заданий.

Общее задание: Изучение причин «пробуждения» Китая.

Методические рекомендации.

Познакомьтесь со статьёй В. И. Ленина «Пробуждение Азии». Попытайтесь дать определение данному понятию. Выделите факторы, которые, по его мнению, обусловили этот процесс. Подумайте можно ли полностью согласиться с мнением теоретика большевизма. При этом объясните механизм влияния каждого из факторов. Какие события ещё, на Ваш взгляд, стали причиной «пробуждения» Цинской империи.

Особое внимание обратите на роль революции 1905-1907 гг. Почему именно это событие имело актуальность для Китая и других стран Востока? От каких факторов зависит степень влияния? Попытайтесь сравнить силу влияния российских событий на Иран, Индию, Китай.

Групповые задания.

На основе изучения произведений Сунь Ятсена, написанных до Синьхайской революции, проанализируйте программу преобразования Китая, получившую название «Три народных принципа» (Текст см. в приложении) . Результаты оформите в виде таблицы.

Тезис Сунь Ятсена

Проявления

традиционализма

модернизационных установок

 

 

 

 

 

 

 

I группа – изучает принцип национализма

Данный раздел программы содержал предложения по решению национального вопроса, который включал три аспекта: отношения с манчжурами, отношения между другими народностями Китая, взаимодействие со странами Запада. Проранжируйте данные аспекты по степени их значимости для Сунь Ятсена. Обратите внимание на методы, предлагавшиеся выдающимся мыслителем. Сделайте вывод о реальности осуществления данных программных положений.

II группа – изучает принцип народовластия.

Этот раздел содержит программу политических преобразований. Обратите внимание на сущность и продолжительность этапов «политической революции. Соотнесите их с китайской традицией. Подумайте, какая форма правления планировалась в итоге: парламентская или президентская республика. Свой ответ обоснуйте. Как можно оценить своеобразный подход Сунь Ятсена к разделению властей?

III группа – изучает принцип равных прав на землю.

Указанный раздел программы даёт представление об экономических взглядах Сунь Ятсена. Для уяснения их сути вспомните виды земельной ренты. Затем попытайтесь выделить этапы аграрных преобразований. Подумайте над вопросами:

  • Кто и почему заинтересован в установлении справедливой цены на землю?
  • Можно ли считать равнозначными выражения «уравнение прав на землю» и «уравнительное распределение земли»?
  • Предполагал ли Сунь Ятсен свободную куплю-продажу земли?
  • Какие перспективы открывала перед Китаем реализация данной программы?

II  этап - Регламентированная межгрупповая дискуссия по проблеме «пробуждения Китая».

III  этап - Подготовка группами окончательного варианта таблицы.

Презентация и защита групповых проектов.

IУ Заключительный этап.

  1. Подведение исследовательских итогов 
  2. Обсуждение результатов работы по выработке профессиональных и общекультурных  компетенций.

Правила учебной деятельности:

  1. Домашнее задание участники деловой игры  могут выполнить индивидуально, в парах или малых группах.
  2. На этапе подготовки окончательного варианта таблицы разрешается использовать все имеющиеся в распоряжении источники информации.
  3. Тезисы Сунь Ятсена формируются кратко современным научным языком. Во время презентации каждый тезис подтверждается в устной форме цитатой источника.
  4. Для презентации проекта группа назначает 1-2 представителей.
  5. Защита проекта осуществляется всеми членами группы.
  6. Исправленные и дополненные в ходе защиты таблицы заносятся в учебные тетради всеми участниками игры.
  7. Во время презентации работа всех групп над проектами прекращается.
  8. Индивидуальная и групповая работа оценивается преподавателем.