Персональный сайт Ольги Николаевны Хохловой

You are here: Главная Новая история Востока Япония на рубеже XIX – XX вв.
  • Decrease font size
  • Default font size
  • Increase font size
  • default color
  • green color
  • blue color
Япония на рубеже XIX – XX вв. PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
10.12.2012 13:32

Цели:

  1. Конкретизация представлений о роли традиционных установок во внешней и внутренней политике Японии;
  2. Усвоение понятий и терминов: культ микадо, неосинтоизм, движение за свободу и народные права;
  3. Развитие умений исторического моделирования на основе применения цивилизационного подхода к анализу источников и литературы, выработки критериальных оценок деятельности;
  4. Совершенствование творческих способностей студентов.

Рекомендуемые источники и литература:

  1. Императорский рескрипт о воспитании 1890 г. / в кабинете 301/.
  2. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.В., Сырицын И.М. История Японии. М., 1988.
  3. Мещеряков А.Н. Книга японских символов. Гл. I. Государственные символы. М., 2003.
  4. Михайлова Ю. Д. Европейские и дальневосточные концепции в идеологии движения за свободу и народные права//НАА. 1987. № 6.
  5. Новая история стран Азии и Африки /вторая половина XIX – нач. XXвв. /Учеб. пособ. М., 1995, с.31-44.
  6. Рюноскэ Акутагава. Слова пигмея . Рассказы. Воспоминания. Эссе. Письма. М., 1992, с.181-182.
  7. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии. М., 1990.
  8. Тайны русско-японской войны. М., 1993.

Занятие проводится с использованием игровой технологии.

Порядок проведения игры:

I этап. Организационно-подготовительный (за неделю до занятия)

1.1. Формирование четырёх игровых групп.

1.2. Получение групповых и методических указаний по их выполнению;

Игра имитирует фестиваль исторических фильмов.

Три группы на основе изучения источников и литературы пишут сценарии конкурсных лент. При этом тематика I группы ограничивается движением за свободу и народные права. Главной проблемой, требующей осмысления членами творческой группы, является сущность данного движения. Рекомендуется выявить социальные группы, игравшие решающую роль в борьбе за конституцию, и причины, побудившие к этому. Предлагается сравнить дзюито и кайсинто по составу, программным установкам, методам борьбы, источникам финансирования. Можно ли найти элементы традиционности в функционировании этих организаций? Позволяют ли ваши заключения согласиться с мнением советских историков, называющих дзюито и кайсинто политическими партиями?

Студенты II группы подвергают анализу разноплановые источники: Извлечения из Конституции 1889 г., Рескрипт об образовании, фрагменты дневника Рюноскэ Акутагавы. Им необходимо понять, насколько ярко в Японии после Мэйдзи исин был выражен культ императора, чем это можно было объяснить и какое это имело значение.

III группа изучает документы сборника «Тайны русско-японской войны», которые могут стать основой моделирования деятельности прифронтовой и тыловой японской разведки в 1904-1905 гг. Особое внимание следует обратить на структуру и методы разведывательных служб. Соотношение полученных заключений с искусством ниндзя, самурайства, традиционными представлениями японцев о ценности человеческой жизни, соотношении стратегии и тактики позволяет сделать вывод о причинах неэффективности мер российской контрразведки.

IV группа участников игры знакомится с рекомендованными источниками и литературой и продумывает перечень номинаций и призов имитируемого кинофестиваля.

II Игровой этап.

2.1. Распределение ролей между членами игровых групп в соответствии с написанными сценаиями.

2.2. Проведение «генеральной репетиции». Если группа выполняет задание досрочно, то получает дополнительный балл.

2.3. Представление фильмов или их рекламных роликов.

2.4. Пресс-конференция с зрителями и журналистами.

2.5. Выступление членов жюри и награждение номинантов.

III Заключительный этап.

Рефлексия.

Правила игры.

  1. Формирование трёх творческих групп осуществляется на основе личных предпочтений студентов.
  2. Творческие группы, работающие над сценариями и презентующими фильмы, должны быть приблизительно равными по числу участников.
  3. IV группа (члены «жюри») формируется преподавателем, который выступает в качестве председателя жюри..
  4. Выбор жанра «фильма» (комедия, детектив, триллер, мелодрама и т. п.) осуществляется членами игровых групп.
  5. На пресс-конференции каждую творческую группу представляют 1-2 участника. Остальные члены групп выступают в роли зрителей и журналистов. Вопросы, обсуждаемые на пресс-конференции, направлены на достижение познавательной цели.
  6. Члены жюри с помощью преподавателя вырабатывают критерии оценок по каждой из предложенных номинаций и изготавливают призы.
  7. Определение победителей по каждой номинации осуществляется в ходе дискуссии членов жюри.
  8. Деятельность членов жюри оценивает преподаватель.