ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ НА РУБЕЖЕ XX – XXI веков: структура, экономика, политика. Вступительное слово. Печать
Автор: Administrator   
11.01.2013 11:49

Впервые в своей профессиональной деятельности я провела занятия по учебной дисциплине в форме проекта, результатом которого стал выпуск электронной энциклопедии. Я горжусь студентами, которые вместе со мной преодолели все трудности и работали как одна команда. Далее расположен материал, подготовленный студентами 4 курса участниками проекта. Он дает представление о процессе и результате совместной работы. Надеюсь, что это будет полезно для преподавателей, заинтересованных во внедрении интерактивных технологий в образовательный процесс.

О.Н.Хохлова

Работа над энциклопедией велась в течение довольно короткого периода времени. В нашем распоряжении было всего 8 недель, так как в течение первых четырех недель семестра мы проходили педагогическую практику, одно занятие дисциплины по выбору было установочным, следующее прошло с использованием традиционной технологии, и только потом руководитель семинара предложила нам апробировать метод проектов. Идея оформилась благодаря инициативе руководителя проекта, но и в соответствии с желанием и предложениями каждого из его участников. Так сложилось, что наш коллектив в первую очередь сформировался как коллектив друзей и товарищей, позже – как студентов, закрепленных за кафедрой всеобщей истории, и теперь, когда нам выпала возможность осуществить вместе проект, мы с самого начала были настроены на плодотворную совместную работу.

Сначала нам казалось, что работать над энциклопедией просто:

  • во-первых, надо писать небольшие популярные статьи, а мы имеем определенный опыт написания академических работ (докладов, курсовых);
  • во-вторых, ранее на аудиторных занятиях мы неоднократно использовали приемы коллективной работы (мозговой штурм, разыгрывание ролей, мини-презентации, дискуссии и т.д.),

Но все казалось несколько сложнее. Каждому из нас пришлось столкнуться с различными трудностями, такими как поиск и отбор релевантного материала, подготовка презентации, редактура статей, «сшивание» энциклопедии…

Однако, несмотря на все трудности, сам процесс захватывал нас – день ото дня на наших глазах «росла» самая настоящая научно-популярная энциклопедия, мы понимали, что результат превосходит все наши ожидания. Лишь один участник нашего коллектива уже имел опыт участия в проектной деятельности, большинству из нас впервые удалось поучаствовать в подобной работе, поэтому помимо знаний о Европейском Союзе нам удалось получить универсальные навыки и компетенции коллективной проектной деятельности.

Энциклопедия была создана в крайне сжатые сроки. Общие собрания проходили на занятиях в рамках расписания, но сама работа велась непрерывно, в т.ч. и он-лайн.

Прежде чем приступить к созданию энциклопедии, мы провели совещание, на котором методом мозгового штурма была разработана структура энциклопедии, определены основные задачи и план нашей работы.

В основу структуры был положен тематический принцип: в отдельные разделы выделены институциональная структура, экономика и политика Евросоюза. Отдельно рассматриваются финансовый кризис и персоналии – лиц, сыгравших ключевую роль в создании Европейского союза.

Каждый раздел начинается вводной статьей, показывающей общие тенденции и принципы. Следующие за ней статьи раскрывают конкретные аспекты: состояние и проблемы сельского хозяйства, образования, здравоохранения, экологии и т.п.

Мы стремились унифицировать структуру текстов статей в рамках одного раздела: например, в каждой статье об органах и институтах ЕС отмечаются время создания, состав, функции; в статьях, посвященных политике, указываются направления, задачи, инструменты, уровень разграничения полномочий между национальными и наднациональными органами.

Сокращенные сроки работы над текстом не позволили нам создать такие приложения как географический, алфавитный, предметный и др. указатели. Это в определенной степени компенсируется системой ссылок и небольшим объемом самого электронного издания Во внимание были приняты, в первую очередь, основные направления политики ЕС, поэтому каждое занятие в рамках курса по выбору проходило по одному из направлений. Каждый из членов проектной группы поработал над отдельным аспектом выделенного направления.

Поскольку существует очень тесная взаимосвязь между разделами и статьями, возникала необходимость прибегать к помощи друг друга, несколько статей стали результатом коллективной работы членов группы

Итак, как же проходила работа над статьями? Каждый член группы, получая задание, в течение недели подбирал материал, обрабатывал его и на ближайшем занятии предлагал вариант статьи, которая коллективно обсуждалась, дополнялась. После этого осуществлялось индивидуальное редактирование, а затем в текст вносил редакционную правку руководитель проекта. После этого работа над статьей считалась завершенной.

Отдельно стоит сказать о визуализации материала. Ряд статей снабжен таблицами и схемами, разработанными авторами статьи, иллюстративный материал был заимствован из ресурсов глобальной сети интернета. Поэтому работа каждого члена группы – результат разнообразной и сложной работы, в которой каждый применил различные умения и знания.

Командная работа состояла из двух блоков: во-первых, подготовка статей, во-вторых, подготовка проекта электронной энциклопедии и ряд рабочих задач. Подготовка текстов заняла первые 5-6 недель, поскольку основной задачей было не только собрать необходимый материал, но и написать лаконичные, и вместе с тем информативные тексты . На 7-й неделе началась подготовка к непосредственному оформлению электронного издания, и на первый план для нашей команды вышли следующие задачи:

  • итоговое редактирование статей – каждый член нашей группы просмотрел все материалы, мог внести предложения по наполнению и оформлению статьи, попробовать себя в роли эксперта и редактора;
  • подготовка дизайна энциклопедии, определение формата издания, особенностей оформления – эта задача была обусловлена той сложностью, что большинство из нас не имеют опыта подобной работы, но выход был найден, опять же, путем коллективного обсуждения;
  • регистрация издания, что оказалось нам в новинку и, кстати говоря, особенно приятно! Наша работа официально зарегистрирована в библиотеке (члены авторского коллектива заключили с университетом лицензионный договор) и является публикацией каждого из нас. Это прекрасный пример того, насколько плодотворным может быть учебный процесс;
  • поиск путей развития проекта и разработка стратегии развития проекта в будущем, поскольку подобная практика весьма удобна и эффективна в рамках проектной технологии и метода малых групп;
  • подготовка презентации издания, составление списка приглашенных на данное мероприятие, составление текста информационного письма, устных выступлений.

Мы рассматриваем данный проект как пилотный. Наша энциклопедия может стать первой в серии подобных энциклопедий. Мы предлагаем принять участие в такой работе преподавателям и студентам других факультетов. Взаимодействие с другими факультетами может качественно изменить содержание статей и расширить круг проблем, связанных с европейской интеграцией.

Например, студенты юридического факультета могли бы подготовить выпуск, раскрывающий вопросы правового регулирования оказания банковских, страховых, образовательных и др. услуг; студенты, обучающиеся по направлению «Регионоведение» в статьях своего выпуска отразить специфику развития Франции, Германии и других членов ЕС; студентам, обучающимся по программе «Международные отношения», наверное, полезно будет разобраться в вопросах взаимодействия России и ЕС; будущие четверокурсники исторического факультета могут обратиться к историческому прошлому Европейского Союза, проследить этапы его становления и развития.

Впоследствии возможно и межвузовское взаимодействие.

Мы понимаем, что представленный нами выпуск энциклопедии весьма не совершенен в плане компьютерных технологий. В связи с этим мы приглашаем к сотрудничеству наших коллег с факультета ПМиК, ведь энциклопедия должна совмещать в себе не только информативность, но и лаконичный интересный дизайн, чтобы не стать скучным учебным пособием.

Именно возможность продолжения проекта мы считаем одним из главных критериев его успешности.

Н. Антонова, М. Бабаян, К. Ремезова, С. Федорова, С. Хлыбов, А. Хохлов, А. Шибанова